Версия для слабовидящих
История

В 1867 году по решению царского правительства было начато строительство Виндаво-Рыбинской железной дороги, которая должна была связать Среднюю Волгу с западными районами России и дать выход поволжским товарам к Балтийскому морю. Сооружение дороги велось частными компаниями – акционерными обществами, с широким привлечением иностранного капитала.

Начиналась дорога в Рыбинске, проходила через Бологое и заканчивалась в балтийском порту Виндава (ныне это город Вентспилс в Латвии).

На этой железной дороге в 99 верстах от Рыбинска, среди лесной глуши, появилась маленькая станция Савелино. Своё название она получила от расположенной рядом деревни Савелиха.

Точкой отсчёта истории станции является 1870 год, поскольку именно в этом году было закончено строительство железнодорожного участка Рыбинск-Савелино-Бологое протяжённостью 298 километров.

Своим рождением станция Савелино (Сонково) обязана не только железной дороге, но и небольшой речке Каменке. Дело в том, что место для постройки станции выбрано не случайно. Для обеспечения движения паровозов требовалось большое количество воды, а на участке от Пищалкина до Бежецка другого, более удобного, водоёма не было. Именно поэтому на правом берегу Каменки было построено здание водокачки. Позднее рядом появились другие служебные помещения, а также жилые дома для железнодорожников и их семей.

Первые поселенцы – железнодорожники - были людьми неместными, поэтому водоём, на берегу которого стояла водокачка, они в обиходе стали называть Водокачкой. К сожалению, это ошибочное название закрепилось надолго: до сих пор некоторые сонковчане называют так эту речку. На самом же деле у неё есть своё исконное имя – Каменка. Несколько веков назад именно так назвали эту небольшую речку жители деревень, расположенных по её берегам. Название было выбрано неспроста – в отдельных местах русло реки вскрывает валунные породы, и дно является каменистым. Каменка берёт своё начало из небольшого низинного болота у деревни Талашманы, а напротив деревни Фомино правым рукавом впадает в легендарную реку Сить. Говоря языком гидрологии, наша Каменка – приток третьего порядка реки Волги.

В процессе строительства железной дороги речку Каменку перегородили двумя деревянными плотинами, в результате чего образовались два пруда – верхний и нижний. Через речку был построен высокий железнодорожный мост, с двумя путями.

Земли, на которых расположилась станция Савелино, на протяжении нескольких столетий принадлежали дворянам Недовесковым - владельцам усадьбы Григорково. Это имение находилось в пяти верстах к юго-востоку от станции.

В 1880-е годы на станции Савелино были построены кирпичное водоёмное здание (водонапорная башня) и двухэтажное деревянное здание вокзала. Вдоль железнодорожного полотна размещались также будка № 76, жилой дом № 1, казарма № 77 и рабочий барак.

В конце 1890-х началось строительство железнодорожных веток до Кашина и Красного Холма. Земляные работы выполнялись преимущественно поляками и белорусами. Условия работы были очень тяжёлыми.

1 мая 1897 года на станции Савелино вспыхнула мощная стачка: прекратили работу строители железнодорожной ветки до Кашина. Они предъявили подрядчику свои требования – о повышении заработной платы и сокращении рабочего дня. Из Кашина были вызваны жандармы, но волнение подавить не удалось. Стачка продолжалась до 5 ноября – до тех пор, пока на её подавление не были введены войска.

В 1898 году была построена железнодорожная ветка до Кашина, а в 1899 году – до Красного Холма. Таким образом, Савелино из маленькой станции превратилось в крупный железнодорожный узел. В конце XIX века было построено здание конторы железнодорожного узла. Рядом расположился дом начальника станции. Около дома был разбит усадебный парк – с аллеями дубов, лип и кедровых сосен.

Быстрыми темпами рос пристанционный посёлок. Владелец усадьбы Григорково полковник артиллерии Сергей Аркадьевич Недовесков распродавал земли, прилегающие к станции: после крестьянской реформы 1861 года его хозяйство, лишившись труда крепостных крестьян, стало постепенно приходить в упадок. Этим обстоятельством воспользовались предприимчивые зажиточные крестьяне из окрестных деревень. Они раскупали по дешёвке участки, окружавшие станцию, и на этой земле стали быстро открываться торговые лавки, трактиры, магазины.

Владельцами первых торговых заведений были Иван Ильич Будилов – зажиточный крестьянин из деревни Быльцино, братья Иван, Николай и Александр Фёдоровичи Попковы – из деревни Мочалиха, Ефим Семёнович Савельев – из деревни Старое Бошарово, Устинья и Александра Кузьмины – из деревни Новое Бошарово, Николай Щёголев – из деревни Савёлово, и другие.

В 1901 году на станции Савелино Константиновской волости Кашинского уезда открылось первое учебное заведение. Это была сельская одноклассная церковно-приходская школа. Содержалась она на средства Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.

В первый учебный год в школе обучалось 38 детей: 22 мальчика и 16 девочек. Одним из главных предметов являлся Закон Божий, преподавал его священник Благовещенской церкви села Григорково Георгий Иванович Зосимовский. Первыми учителями в школе были Александра Александровна Шушляева, Ольга Николаевна Дубровина, Павлина Евграфовна Преображенская. Кроме жителей станции Савелино в железнодорожной школе обучались дети из восьми ближайших деревень.

В 1901 году была построена железнодорожная ветка от Кашина до Москвы, и на ней появилась станция Савёлово. Наличие двух станций с очень похожими названиями – Савелино и Савёлово – приводило к путанице и засылке грузов не по назначению. По этой причине в 1903 году станция Савелино была переименована в Сонково. Своё новое название она получила от пустоши Сонково (Саньково), прилегающей к станции.

В начале XX века через станцию Сонково (Савелино) неоднократно проезжал министр путей сообщения Российской империи князь Михаил Иванович Хилков (1834-1909). Имение князей Хилковых село Синёво-Дуброво располагалось в 13 верстах от Сонкова.

В начале XX века узловая станция Сонково постепенно превращалась в крупный торговый центр. Из года в год увеличивалось количество не только транзитных грузов, но и принимаемых, и отправляемых непосредственно самой станцией. Статистические данные за 1902-1906 годы о ввозе и вывозе грузов со станции Сонково (без учёта проходящих грузов) красноречиво свидетельствуют о разнообразии видов товаров и дают представление о характере купли-продажи.

Большой удельный вес среди вывоза занимали прежде всего дрова, на их долю приходилось 54,3 процента от общего объёма вывозной торговли. Местные лесопромышленники И.Ф. Попков, И.И. Будилов и И.Ф. Крылов отправляли дрова со своих лесных дач в города Бежецк и Кашин.

Второе место по вывозу занимало льняное семя. Оно скупалось у окрестного населения на местах, а также в селе Поводнево во время Воздвиженской ярмарки, на которую съезжались преимущественно бежецкие скупщики.

Сонковский торговец Савельев скупал у крестьян овёс и в больших количествах отправлял его на продажу в Петербург. Щёголев занимался скупкой прессованного сена, яиц, мяса, сливочного масла и всё это отправлял в «северную столицу», а также в город Ораниенбаум (ныне город Ломоносов Ленинградской области). Сметана и творог шли на продажу в Петербург из села Кузнецово от Н.П. Неклюкова.

Вывозился из Сонкова и сыр. Его поставляли Карл Эйман из усадьбы Займище (у станции Пищалкино), О.И. Каменецкая из сельца Петровское и А.Семёнов из села Богоявленское.

В среднем за год из Сонкова вывозилось почти 4 тысячи пудов мяса, около 10 тысяч пудов овса, почти 17 тысяч пудов льняного семени.

Среди товаров, которые привозились в Сонково, важное место занимали хлебные грузы: пшеничная и ржаная мука (на её долю приходилось 40,6 процента), пшено и гречневая крупа, горох. Ввозились также соль, сахар, рыба, картофель, капуста, водка; железные изделия, керосин, мыло и многое другое. Большинство этих товаров поступало из Рыбинска.

Самая первая улица посёлка располагалась вдоль железной дороги, в один посад (ныне это улица Вокзальная). Чуть позднее появляется ещё одна улица, параллельная первой (ныне – проспект Ленина). В 1890-е годы площадь, которую занимал станционный посёлок, была совсем небольшая. С запада границей посёлка было место, где сейчас располагаются склады райпо, а к востоку посёлок распростирался до двухэтажного деревянного дома купца И.И. Будилова (ныне это магазин № 5). Кругом был густой еловый лес.

В противоположной, южной части железной дороги, за болотистой низиной, располагался дом торговца Догонкина, а по дороге на Талашманы находился Саничков хутор (ныне – это начало улицы Железнодорожной).

К началу XX века в районе станции Савелино появились ещё два хутора: Иванов хутор (ныне - дом № 36 на улице Железнодорожной и прилегающий участок) и хутор Дубровка (ныне – дома №№ 43,45 и 24 на улице Клубной).

Вначале все постройки в посёлке были деревянными. Но вскоре И.Ф. Попков, а позднее и И.И. Будилов построили кирпичные заводы. Первыми каменными зданиями на станции Савелино стали торговая лавка И.Попкова (ныне не существует), дом Савельевых (ныне здание районного отдела внутренних дел), дом мясного торговца Мельникова (ныне молодёжный центр «Радуга»), склад Мельникова (ныне – здание ООО «Парус»).

Самым красивым зданием посёлка считался дом купца Н. Щеголева - с двумя балконами, ажурным фронтоном, декоративными пилястрами. Второй этаж использовался как жилое помещение, а на первом этаже была торговая лавка с большим подвалом. Сейчас в этом здании размещаются редакция районной газеты и музыкальная школа.

Вначале все постройки в посёлке были деревянными. Но вскоре И.Ф. Попков, а позднее и И.И. Будилов построили кирпичные заводы. Первыми каменными зданиями на станции Савелино стали торговая лавка И.Попкова (ныне не существует), дом Савельевых (ныне здание районного отдела внутренних дел), дом мясного торговца Мельникова (ныне молодёжный центр «Радуга»), склад Мельникова (ныне – здание ООО «Парус»).

Самым красивым зданием посёлка считался дом купца Н. Щеголева - с двумя балконами, ажурным фронтоном, декоративными пилястрами. Второй этаж использовался как жилое помещение, а на первом этаже была торговая лавка с большим подвалом. Сейчас в этом здании размещаются редакция районной газеты и музыкальная школа.

К 1909 году на станции Сонково была достаточно широкая сеть торговых заведений. Здесь имелись 6 хлебобакалейных и мелочных лавок, 4 – мануфактурных, 2 – мясных, 2 – булочных и бараночных, 3 – чайных. Кроме того, располагались: лавка готового платья, казённая винная лавка, два трактира с крепкими напитками, а также имелись аптека и аптекарский магазин.

1(14) октября 1909 года, в праздник Покрова Богородицы, на станции Сонково была освящена только что построенная Спасская церковь. Храм был сооружён на средства местных купцов и владельцев кирпичных заводов И.И. Будилова и И.Ф. Попкова.

 

Дата создания материала: 24-03-2017. История изменений

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *